Duchessa Gritti
Когда я попробовала Duchessa в первый раз, я вспомнила, что читала в какой-то книге, посвященной историческим танцам, как в XVI и XVII веках при французском и английском, а может, и каких-то других европейских дворах было принято награждать участников танцевальных постановок, осыпая их не только цветами, но и лакомствами…
Танцевали в этих постановках преимущественно юные девушки, хотя кавалеры им, конечно, составляли компанию. Но достаточно почитать перечисление ролей в спектаклях, описание которых сохранилось: женских ролей всегда было больше, чем мужских. Некоторые из этих девушек были высокородны и богаты, но по большей части они были скромными дворянскими дочерями, приехавшими ко двору в поисках места и в надежде на выгодный брак. Они любили участвовать в спектаклях не только потому, что это была возможность повеселиться и покрасоваться, хотя в те времена развлечений было не много и участие в спектакле с танцами, пением и декламацией становилось настоящим спасением от повседневной скуки. Но имели немалое значение и роскошные платья, которые им шили для роли, а потом девушки могли эти наряды оставить себе. И сласти, которые в те времена стоили очень дорого, так что эти девушки – почти дети! – редко могли себе позволить полакомиться: прием пищи был строго регламентирован и на стол, за которым сидели юные фрейлины, десерты чаще всего не добирались…
Когда я попробовала Duchessa в первый раз, я представила себе одну из этих юных особ, в платье из тяжелого вишневого бархата, которое она сама себе не могла бы заказать, и осыпанную сластями, которые она, может, раньше и не пробовала, но держащуюся с гордым достоинством и не пытающуюся собрать конфеты и фрукты, которые падают с платья на пол при каждом движении.
Нарядная, но серьезная.
Она еще не duchessa, не герцогиня. Но может быть, когда-нибудь…
Duchessa Gritti раскрывается свежей кислой вишней, но потом в центре композиции лопается очень спелый гранат, рассыпая сладкие терпкие зерна. И растекается сладость черешни, крупной, мясистой и почти черной: не запах черешни, довольно невыразительный, а вкус… Как если бы вкус лучшей черешни мог бы стать запахом.
Горько-сладкий шафран делает аромат Duchessa горячей, суховатой, почти шершавой. Полагаю, он ответственен за ассоциацию с бархатом. А за цвет бархата – вишня, черешня, вино и гранат.
Миндаль дает ядовитую горчинку и нежную сладость: миндаль в Duchessa предлагается и в виде свадебного белого драже, и в качестве капли яда в бокале красного вина.
Персик здесь свежий, сочный и тоже совершенно бархатный, а апельсин уже превращен в цукаты.
Гвоздика придает Duchessa остроту, легкий холодок и дополнительное ощущение винтажности.
Холодны дикие ирисы.
Холодна ирисовая пудра, нежным, но плотным слоем ложащаяся на бархат персика и блестящие темные ягоды.
Но вино, которое сначала присутствует лишь намеком, проявляется все более явно, и оно горячее, и оно сладкое, и оно смешано с вишневым соком, согрето со специями, сахаром и апельсиновой цедрой, и это не вино даже, а рождественский глёг. И под влиянием сладкого вина другие ноты тоже меняются, словно бы добреют: миндаль превращается в марципан, а ирисовая пудра – в белую глазурь на сицилийской кассате.
Однако, несмотря на изобилие сластей, Duchessa все равно остается не совсем десертной. Она удерживается на грани. Она – прежде всего наряд, а не лакомство.
От превращения в десерт Duchessa спасает шафрановая и миндальная горечь. Спасает строгость ирисов. Спасает аромат белых цветов, в котором я чувствую не заявленный жасмин, а белую лилию, ванильно-сладкую, с тычинками, покрытыми пряно и горько пахнущей пыльцой.
Даже шоколадные и кофейные ноты, всплывающие из пунцовой глубины, когда парфюм как следует согревается на коже, – не сладкие, а горькие.
Duchessa Gritti звучит абсолютно современно, но есть в ней какая-то барочная пышность, избыточность: все так нарядно и так много деталей, что сразу все и не разглядишь. Как цветочно-фруктовые натюрморты XVII века. К сожалению, я не знаю ни одного, где бы соединялись вишни, миндаль и гранат. Но без миндаля, зато с веточкой вишен и с лопнувшим спелости гранатом – есть у Яна Давидса де Хема. И это подходящая иллюстрация к Duchessa Gritti с ее сочным звучанием и изобилием нот.
Duchessa нарядна, быть может, даже слишком нарядна: кажется, что такой парфюм не предназначен для повседневного ношения… Но на самом деле, это же прекрасная идея: превращать каждый день в праздник хотя бы с помощью аромата.
И, несмотря на всю праздничность, в Duchessa достаточно горечи, чтобы звучать серьезно.